Церковь Николы Надеина – это музей, купив билет и заплатив за право фотографировать, можно сколь угодно долго рассматривать фрески (краски обновлены в 19 веке, но в нижнем ярусе западной стены есть раскрытый кусок первоначальной росписи, который дает представление об оригинальных красках фресок) и резные Царские врата, сделанные уже в 18 века по эскизам Волкова, такой немного декоративно-театральный. (В среду и четверг в музее выходной).
Сама церковь считается первой в ряду замечательных ярославских посадских каменных церквей, тем образцом, что послужил для создания самой известной из них, церкви Иоанна Предтечи в Толчкове, в списке ЮНЕСКО.
Храм был построен по заказу инициативного участника земского ополчения в 1612 году, «государева гостя», царского агента по торговле Надея Светешникова (Евфимия Андреева) на месте исчезнувшей после пожара деревянной Благовещенской церкви 16-го века. Этот храм посвятили Николе-чудотворцу, который считался покровителем торговли и путешественников. Поводом для строительства, по легенде, стал чудесный образ Святого Николая, который принесли волжские волны. В церкви было 3 придела: из них два располагались на паперти, а один у алтаря. На северной стороне паперти – Благовещенский (церковь Светешниковых), с юга - Александра Свирского. У алтаря на юге - Михаила Малеина и патрона Михаила Романова. ( В 1622 году по завершении постройки Михаил Федорович пожаловал храму ризы и воздух).

читать дальше

В подклете церкви одновременно была устроена усыпальница фамилии Светешниковых и склад для товара и казны. В конце 17-го века вблизи холодного храма был построен тёплый храм Рождества Иоанны Предтечи и придел святого Макария Унженского на деньги купца Холщевникова. В начале 18-го века в ансамбле появилась часовня в честь Толгской Божьей Матери. Сооружения ансамбля располагались вблизи Волги и неплохо был виден со стороны берега реки вследствие невысоких застроек. До нашего времени дошёл только храм Николы Надеина - на четырёх столпах, с пятью главами, храм на подклете, с позакомарным покрытием. Три стороны окружены двухъярусными галереями. Мощное крыльцо домообразной формы на ползучих арках, колокольня квадратная, пристроенная у северо-западного угла паперти, неброский, но красивый декор стен церкви.


Расписан был храм в 1641 году ярославскими, нижегородскими, московскими, и костромскими живописцами. Если внимательно рассмотреть, в глубине алтаря хорошо видна резная напрестольная сень 1636 года.
читать дальше

По соседству располагается храмовый ансамбль церкви Рождества Богородицы. К сожалению, на ограде комплекса висел замок, так что рассматривать и фотографировать пришлось из-за загородки. Отдельно стоящая колокольня, что раньше была частью церковной ограды. Храм построен в первой половине 17 века и был первым, в декоре фасадов которого были использованы изразцы.
читать дальше


читать дальше